Пассажиры авиакомпаний, которые на этой неделе пережили десятки тысяч задержек рейсов из-за погодных условий, получили долгожданную передышку от головной боли в субботу, несмотря на опасения по поводу возможных сбоев, вызванных внедрением новых беспроводных систем 5G вблизи крупных аэропортов.
Согласно данным, собранным службой отслеживания FlightAware, количество задержек и отмен рейсов снизилось по сравнению с пиковыми показателями, зафиксированными ранее на этой неделе. По состоянию на 10 часов вечера по восточному времени в субботу было отменено по меньшей мере 850 рейсов и задержано более 28 000 рейсов. Согласно данным FlightAware, в период с 28 по 30 июня в среднем был отменен 1751 рейс и задержано более 32 600 рейсов.
По данным Flightradar24, другого сервиса отслеживания, по состоянию на вторую половину дня субботы в США количество отмен составило около 1%. Представитель Flightradar24 Ян Петченик описал субботние условия как «спокойные» в электронном письме Associated Press, добавив, что ненастная погода может вызвать проблемы в аэропортах Восточного побережья позже в тот же день.
Федеральное управление гражданской авиации США также сообщило путешественникам, что плохие погодные условия на Восточном побережье могут повлиять на полеты позже в субботу.
Начиная с субботы, одной из самых больших проблем было то, будут ли сигналы 5G создавать помехи для авиационного оборудования, особенно устройств, использующих радиоволны для измерения расстояния над землей, что крайне важно, когда самолеты приземляются в условиях плохой видимости.
Прогнозы о том, что помехи приведут к массовым посадкам рейсов, не оправдались в прошлом году, когда телекоммуникационные компании начали внедрять новую услугу. Затем они согласились ограничить мощность сигналов в районе оживленных аэропортов, дав авиакомпаниям дополнительный год на модернизацию своих самолетов.
Лидер крупнейшего в стране профсоюза пилотов заявил, что экипажи смогут справиться с воздействием 5G, но он раскритиковал способ выдачи лицензий на беспроводную связь, заявив, что это добавило ненужного риска авиации.
Министр транспорта Пит Буттиджиг недавно сообщил авиакомпаниям, что полеты могут быть прерваны из-за того, что небольшая часть национального авиапарка не была модернизирована для защиты от радиопомех.
Но худшие опасения по поводу 5G не подтвердились к середине дня в субботу, что побудило представителя департамента транспорта Керри Арндт охарактеризовать количество рейсов как «почти нормальное». Но Аррндт также подчеркнул, что Федеральное управление гражданской авиации «очень тесно сотрудничает с авиакомпаниями, чтобы отслеживать летние штормы, дым от лесных пожаров и любые проблемы с 5G».
Большинство крупных авиакомпаний США внесли изменения, необходимые для адаптации к 5G. American, Southwest, Alaska, Frontier и United заявляют, что все их самолеты оснащены приборами для измерения высоты, называемыми радиовысотомерами, которые защищены от помех 5G.
Большим исключением являются Delta Air Lines. Delta заявляет, что у нее есть 190 самолетов, включая большинство небольших, которым все еще не хватает модернизированных высотомеров, поскольку их поставщик не смог обеспечить их достаточно быстро.
Авиакомпания не планирует отменять какие-либо рейсы из-за этой проблемы, сообщила Delta в пятницу. Авиакомпания планирует тщательно распределить маршруты 190 самолетов, чтобы ограничить риск отмены рейсов или вынужденного отклонения самолетов от аэропортов, где видимость низкая из-за тумана или низкой облачности. FlightAware перечислила девять отмененных рейсов Delta в субботу. По данным авиакомпании, ни один из них не был связан с проблемами 5G.
Самолеты Delta, которые не были модернизированы, включают в себя несколько моделей реактивных самолетов Airbus: все А220, большинство А319 и А320, а также некоторые А321. Самолеты Boeing авиакомпании модернизировали высотомеры, как и все самолеты Delta Connection, которые эксплуатируются авиакомпаниями Endeavor Air, Republic Airways и SkyWest Airlines, сообщает авиакомпания.
JetBlue не ответила на запросы о комментариях, но сообщила The Wall Street Journal, что планирует модернизировать 17 небольших самолетов Airbus к октябрю с возможным «ограниченным воздействием» на несколько дней в Бостоне.
Операторы беспроводной связи, включая Verizon и AT&T, используют часть радиочастотного спектра, называемую C-диапазоном, которая близка к частотам, используемым радиовысотомерами, для своей новой услуги 5G. Федеральная комиссия по связи выдала им лицензии на использование спектра C-диапазона и отвергла любой риск помех, заявив, что существует достаточный буфер между частотами C-диапазона и высотомера.
Когда Федеральное управление гражданской авиации встало на сторону авиакомпаний и возразило, компании беспроводной связи отложили внедрение своей новой услуги. В результате компромисса, достигнутого при посредничестве администрации Байдена, операторы беспроводной связи затем согласились не включать сигналы 5G вблизи примерно 50 оживленных аэропортов. Эта отсрочка заканчивается в субботу.
AT&T отказалась от комментариев. Verizon не сразу ответила на вопрос о своих планах.
Буттиджич напомнил главе торговой группы Airlines for America о крайнем сроке в письме на прошлой неделе, предупредив, что только самолетам с модернизированными высотомерами будет разрешено приземляться в условиях плохой видимости. Он сказал, что более 80% парка воздушных судов США было модернизировано, но значительное количество самолетов, в том числе многие эксплуатируемые иностранными авиакомпаниями, не были модернизированы.
«Это означает, что, в частности, в дни плохой погоды и плохой видимости, может увеличиться количество задержек и отмен рейсов», — написал Буттиджиг. Он сказал, что авиакомпании, самолеты которых ожидают модернизации, должны скорректировать свои расписания, чтобы избежать посадки пассажиров на мель.
Авиакомпании говорят, что FAA не спешило утверждать стандарты модернизации радиовысотомеров, а проблемы с цепочкой поставок затрудняли производителям производство достаточного количества устройств. Николас Калио, глава American Airlines, пожаловался на спешку с модификацией самолетов «под давлением телекоммуникационных компаний».
Джейсон Амбрози, пилот Delta и президент Ассоциации пилотов воздушных линий, обвинил FCC в выдаче лицензий 5G без консультаций с авиационными интересами, что, по его словам, «подвергло повышенному риску самую безопасную авиационную систему в мире». Но, по его словам, «в конечном счете, мы сможем устранить последствия 5G».